Постановка вопроса

К вопросу об уместности номадической дидактики

Если слово «дидактика» постепенно приобретает устойчивый смысл в массовом сознании сообщества конференции «Современная дидактика и качество образования» и означает всё ответы на вопрос о том, как собственно организовать процесс обучения, то слово «номадический», несмотря на то, что оно поясняется в «Историческом словаре галлицизмов русского языка», является новым и перспективным для сообщества дидактиков.
Номадический – связанный с кочевым образом жизни.
Отсюда, номадическая дидактика, это область дидактических представлений о том, как организовать обучение людей, ведущих кочевой образ жизни. Прежде всего, и в основном, – школьное обучение. Процесс школьного обучения кочевников в рамках общего образования детей страны – вот предмет номадической дидактики.
В низовьях Енисея живут енисейские ненцы. Более 60% (2 130 человек) из них ведут кочевой образ жизни, основанный на деятельности крупностадного оленеводства — кочующие енисейские ненцы. «Обычно стойбище остаётся на одном месте не более полумесяца (зимой), недели (летом), двух-трёх дней (весной и осенью)», «в понимании ненцев тундра не имеет определённых границ и не измеряется вширь. Одной из её мер является бесконечный путь, другой — жизнь, а третьей – высота»[i] .
Ненцы создали и развивают кочевую цивилизацию, основанную на крупностадном оленеводстве. Ненецкая кочевая цивилизация более 400 лет сосуществует с русской оседлой цивилизацией. Ненецкая кочевая цивилизация не имела собственной практики школьного обучения. В 30-40-хх годах прошлого века кочевники были включены в систему русского школьного обучения. Русские школы, как и все школы для людей, ведущих оседлый образ жизни, устроены предметно-классно-урочно. Поскольку чумы кочевников не размещены в северных посёлках («ненцы никогда не ставят чум точно на том же месте, очаговое пятно должно быть всякий раз новым»[ii]), детей-тундровиков интернировали (лишали свободы передвижения за пределами интерната) и поселяли в отапливаемых помещениях, находящихся в шаговой доступности от классных комнат.
В настоящее время, как и 80 лет назад, процесс школьного обучения кочующих ненцев организован точно так же, как и людей, ведущих оседлый образ жизни. Молодых кочевников недопустимо надолго изымают из процессов кочевой жизнедеятельности, интернируют и помещают в процессы школьного обучения, сконструированные под потребности людей, ведущих оседлый образ жизни.
Номадическая дидактика проявляется тогда, когда ставится вопрос – как переустроить процесс школьного обучения под потребности кочующих ненцев («людей, живущих в оленях»), как организовать процесс школьного обучения и не выключить молодых кочевников из процессов функционирования, воспроизводства, развития и управления коллективной мыследеятельности ненецкого крупностадного оленеводства.
Второй вопрос, провоцирующий размышление о номадической дидактике (дополняющий вышеуказанный первый и образующий с ним комплексное требование к процессу школьного обучения кочующих ненцев) – как устроить процесс школьного обучения, чтобы обеспечивалась «включенность всех и каждого в учебный процесс и успешность обучения всех и каждого»[iii]. Для ненецкого мира значим и незаменим каждый составляющий его человек. В ненецком мире нет ничего обременяющего, бесполезного и лишнего. На вопрос «любите ли вы своих детей?» ненецкая женщина отвечает – «мы их уважаем!». Такова «сермяжная правда» ненецкого мира. Ненцы, так же как и кочевники северной Кении, не могут мириться с тем, что «дети уходят в школу пустыми и возвращаются пустыми»[iv].
По нашему мнению можно выделить три крупных комплекса дидактических представлений. Они соответствуют трём историческим стадиям развития обучения: дидактика индивидуального способа обучения, дидактика группового способа обучения и дидактика коллективного способа обучения.
Место номадической дидактики не может быть ни в дидактике индивидуального, ни в дидактике группового способов обучения. Поскольку, первая – это средневековая дидактика поодиночного обучения, вторая – не может изменить собственной сущности – быть неинтернатно-неклассно-неурочно-непредметной.
Следовательно, место номадической дидактики в том комплексе дидактических представлений, которые соответствуют стадии развития обучения, именуемой «коллективный способ обучения».
На известной «лестнице абстракций» дидактических представлений коллективного способа обучения номадическая дидактика уместна на уровнях «описание практики» и «технологии, методики».

[i] А.В. Головнёв. «Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров», Екатеринбург, 1995.
[ii] А.В. Головнёв. «Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров», Екатеринбург, 1995.
[iii] М.А. Мкртчян. Материалы II конференции «Современная дидактика и качество образования, Красноярск, 2010.
[iv] доклад ООН «Коренные народы и школы-интернаты: сопоставительное исследование», Нью-Йорк, 2010.