Обучение-воспитание

В самом начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт сформулировал: «Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств» (цитирую по его книге «Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении», М., 1906, с. 199).  Нас, строителей новой практики школьного обучения, не воспринимают (не имеют средств увидеть!) в качестве генеральных воспитателей каждого ребенка и новых поколений народов в целом. Во многом это происходит под влиянием того, что неуклюжее положение Закона РФ «Об образовании» 1992 года (» Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения…») сформировало не одно поколение педагогов, понимающее образование как простую сумму двух процессов: воспитание и обучение. Разделение в массовой педагогической культуре образования на «составные части» блокирует возможность понимания следующего обстоятельства: хочешь способствовать формированию определенного нрава человека (поколения) — строй обучение, в котором искомый нрав становится (тренируется).

Текст статьи — Минов В.А. «Воспитание патриотизма и устройство школьного обучения»