Коллективное обучение — путь развития языков, речи и мысли-коммуникации этнических общностей и местных сообществ

В языковой целостности надо различать собственно язык, как особую знаковую систему, связанную с сознанием и мышлением, речь, как со-общение с другим человеком и мысли-коммуникацию, как указание на должное взаимосоответствие мысли, слова и дела, на недопущение «бездеятельной и бессмысленной речи». Что бы начать обсуждать вопросы языка, речи и мысли-коммуникации надо представлять как минимум двух людей, находящихся в отношениях со-бытия. В полной мере языковая целостность развернута в двух типах сообществ: местное сообщество (поселение, землячество) и этническая общность (этническая группа, род, народ). В таких масштабах человеческой общности появляется возможность «видеть» процессы функционирования, воспроизводства, утилизации, развития языка, речи и мысли-коммуникации. На таком уровне со-бытия людей можно конструировать языковые процессы и управлять ими.